Приобщение детей дошкольного возраста к белорусскому языку
Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.
Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.
Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
Для детей 3-4 лет доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как песенки и потешки: «Iграу я на дудцы», «Ой бычок, мой бысенька», «Ку-ка-рэ-ку, певунок», «Вожык», «Кую, кую ножку». И, конечно же, белорусские народные сказки: «Курачка – раба», «Былiнка iварабей» «Зайкава хата», «Каза – манюка», «Пчала i муха», «Муха – пяюха», «Коцiк, пеунiк i лiсiца».
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в дошкольном учреждении, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина.
Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины.
«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр?
Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми, добрыми, патриотами своей родины?
Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в воспитание детей разнообразный белорусский фольклор.
22.09.2022 на базе ГУО "Старобинский ясли-сад" прошел семинар-практикум по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста для воспитателей дошкольного образования "Символы Беларуси"
Большая роль по патриотическому воспитанию отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Во время работы с детьми по патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах Беларуси;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Методы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).
Обязательно нужно связывать воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
В работе по патриотическому воспитанию можно использовать элементы различных технологий:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- проектные,
- ИКТ.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
- организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
- инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;
- наблюдение за отношением взрослых в учреждении;
- хороводные игры, игры-имитации;
- чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
- рассматривание семейных фотографий и др.
В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:
- этические беседы о городе, родной стране, мире;
- экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
- рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
- знакомство с элементами национальной культуры;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:
- знакомство с символикой Республики Беларусь;
- игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;
- рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;
- стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
- придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
- совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
- рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.
Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларуси. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учреждение дошкольного образования устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания патриотических чувств.
В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы:
- КВН;
- «Круглый стол»;
- семинары – практикумы;
- посиделки;
- конкурсы;
- выставки;
- походы;
- игровые программы;
- родительские собрания.
В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, педагог покажет детям красоту своего родного города, познакомит с талантом белорусского народа, научит детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Республика Беларусь.
Практическая часть:
блиц - опрос
1. Назовите общепринятые символы (весы, голубь)
2. Назовите семейные (фамильные) символы
3. Назовите государственные символы (герб, флаг, гимн)
4.Что обозначает на гербе венок? (символ памяти и непрерывной связи современников с предками)
5. Что обозначает красная звезда? (символ безопасности, символ правильно выбранного направления к защите Родины каждым гражданином, связь и дружбу людей всех континентов Земли)
6. Какие растения изображены на гербе? (клевер, лен, жито)
7. Что обозначает на флаге белая полоса с орнаментом? (ожидания и заветы для будущих потомков)
8. Что обозначает красный цвет? (символизирует кровные узы, братство, борьбу за справедливость, победа над врагом, счастливая жизнь)
9. Что обозначает зеленый цвет? (Цвет природы, лесов и полей, которые занимают большую часть нашей территории. Цвет добра, надежды и развития, расцвета и мира).
10. Что обозначает белый цвет? (цвет свободы, чистоты, веры, знаний и мудрости, гостеприимство белорусов).
11. Когда празднуют День Государственного герба и Государственного флага? (второе воскресенье мая месяца)
12. Какой поэт написал Государственный гимн? (Владимир Иванович Каризна)
13. Назовите природные символы из представителей фауны и флоры? (аист, зубр, клевер, сосна, лён, василёк)
Викторина для педагогов «Знаешь ли ты государственные символы Республики Беларусь?»
Источник:
Красюк, В.С. Сімвалы Беларусі: дапаможнік для педагогаў / В.С. Красюк. – Мінск : Экоперспектива, 2017. -111 с.
Тэматычны дзень «Беларусь – наша Радзіма»
24.06.2022
№ |
Мерапрыемста |
узрост |
выннікі |
1 |
Выстава малюнкаў “Беларуская паштоўка” |
старэйш. |
выстава ў фае |
2 |
Маляванне на тэму “Мой родны кут” |
сярэдні друг. мал. |
Фота |
3 |
Этнаграфічная вечарына “Беларуская хата” |
старэйш. |
канспект і фота |
4 |
Экскурсія ў парк |
старэйш. |
Канспект і фота |
5 |
Фізкультурная забава “Лявонавы гульні” (кір.фіз.вых-ня і выхавальнікі) |
сярэдні друг. Мал |
канспект і фота |
6 |
Інфармацыя для бацькоў “Аб паходжанні назвы “Беларусь” |
стэнд у групах, бацьк. чаты |
|
7 |
Праслухоўванне гімна РБ |
усе узросты |
Тэматычны дзень “Дзень незалежнасці рэспублікі Беларусь”
01.07.2022
№ |
Мерапрыемста |
узрост |
выннікі |
1 |
Тэматычная размова “Аб чым расказваюць дзяржаўныя сімвалы?” |
старэйш. |
кансект і фота |
2 |
Тэматычная гутарка з гульнямі “Кніга пра сям`ю”. |
сярэдні |
канспект і фота |
3 |
Беларуская вечарына “Праз старажытнасць - ў будучыню” |
старэйш. |
канспект і фота |
4 |
Ранішнік “Зямля пад белымі крыламі” |
сярэдні |
канспект і фота |
5 |
Тэматычная гутарка “Пеўнік-свістунок пацешкі прынёс” |
друг. мал |
канспект і фота |
6 |
Кансультацыя “Этналагічная спадчына Беларусі” |
стэнд у групах, |
|
7 |
Праслухоўванне гімна РБ |
усе узросты |
Зам.зав. по ОД Ю.Ф.Бойко
* Фотаздымкі ў раздзеле фотаальбомы